МустафаевПрофвыгорание | Психолог Геннадий Мустафаев

Вы смотрите в компьютер и не можете начать работу, «куча» дел и дедлайнов на Вас давит со страшной силой, вы перестали быть «клиентоориентированным», люди Вас раздражают, и это раздражение Вам все труднее и труднее скрывать. Налицо – профвыгорание.

Те, кто вошел в пике этого состояния, уже не могут быть эффективными работниками и полноценно генерировать прибыль для своего работодателя. Это сказывается на трудовой дисциплине и, возможно, в дальнейшем отразится на зарплате. Человек в состоянии психологического выгорания чаще болеет и берет больничный. Может начать пить, увлекаться наркотиками и даже задуматься о суициде.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Причины:

  • интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
  • работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
  • особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах,
  • отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

Симптомы:

Вы постоянно чувствуете усталость. Не только вечером, но и утром, сразу после пробуждения. Понимаете, что ничего не радует, эмоционально не способны адекватно реагировать на события вашей жизни,  очень медленно реагируете на опасность, пребываете в заторможенном, сонливом состоянии, испытываете бессонницу или страдаете ранними пробуждениями, теряете вес или, наоборот, резко его набираете, заедая стресс ночами, страдаете головными болями, по всей вероятности имеете плохие анализы (гормональный фон и биохимический анализ крови), чувствуете депрессию, скуку, проявляете пассивность, или, напротив, «заводитесь» с пол-оборота  и срываетесь на каждом, кто попадает под руку, испытываете время от времени чувство того, что «что-то идет не так, как надо».

Что же делать?

Психотерапия, таблетки, антидепрессанты, тренинг о повышении работоспособности, тактические практики, секс, сон?

ПОЛНОЦЕННЫЙ ОТДЫХ!

В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу. И бегите, летите, уезжайте за тридевять земель. Смените обстановку, декорации, город, страну, окружение! Это самое действенное лекарство!

Если до «эвакуации» в путешествие необходимо чуть-чуть «потерпеть» научитесь следующему:

  • попробуйте понять, что работа – это только работа! Не впускайте ее в жизнь глубоко, и оставляйте за дверью офиса. Не тяните груз рабочих проблем за собой.
  • любите себя. Раскрасьте свое рабочее место. Букетик цветов, фотографии близких, дольки цитрусовых в милой вазочке. И уже тепло на душе. Или игрушку мягкую принесите. Это поможет «уйти» в приятную обстановку.
  • выходите на улицу – и дышите, рассматривайте окружающий мир, «ешьте жизнь глазами».
  • практикуйте полезное обнуление. Попробуйте практику «чистого листа» – закройте глаза и представьте чистый лист, на котором ничего не написано. Постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов.
  • научитесь правильно дышать.Дыхательная гимнастика, во время которой вы концентрируете внимание на вдохе, дышите «животом»
  • старайтесь определять цели. Распишите краткосрочные и долгосрочные цели. Разложив все по полочкам, вы сможете успокоить себя, увидев, реальный объем задач и загрузки. Тогда придёт осознание, что «не так страшен черт, как его малюют». Горящие дела требуют вашего сосредоточения – здесь и сразу, но есть вопросы, которые могут «потерпеть».
  • научитесь с собой говорить, внутренняя речь способствует снижению уровня стресса.
  • профессиональное развитие – обмен профессиональной информацией, советы, специфические схемы работы – все это наполняет Вас информацией, которая даёт понимание того, как управлять массивами задач, как правильно строить рабочий процесс и коммуникацию с вовлеченными в ваше поле взаимодействия людьми.
  • не вовлекайтесь в ненужную конкуренцию. Жизнь в работе на лучший результат вызывает напряжение. Стремление к выигрышу делает человека агрессивным и тоже ведет к синдрому выгорания.
  • делитесь своими переживаниями и эмоциями с кем-то, кто может Вас выслушать, это позволит снять напряжение, получить разрядку и отвлечься от работы.

И помните, что для полноценной и эффективной работы Вам необходимы не только мозги, но и здоровое тело. Тренируйтесь, бегайте, ходите на йогу или плавайте.